Я, Мы, Общество....
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Именьковские славяне

Перейти вниз

Именьковские славяне Empty Именьковские славяне

Сообщение  Admin Ср Апр 15, 2009 3:08 am

Собранные к настоящему времени материалы по именьковской культуре Среднего Поволжья дают все основания утверждать, что ее формирование происходило в результате миграций населения сначала из пшеворской среды Волыни и Поднестровья, а затем в условиях гуннского нашествия из Черняховского ареала. В результате на рубеже IV и V вв. в землях Среднего Поволжья образовался крупный массив славянского населения [16].

Исследователи давно обратили внимание на близость керамики и могильников именьковской и волынцевской культур. Сопоставление обрядности и глиняной посуды Рождественского могильника, принадлежащего к именьковской культуре, с материалами Волынцевских могильника и поселения, произведенное А.П.Смирновым, стало основанием для предположения о родственности населения Волго-Камья и Среднего Поднепровья [17]. О.А.Щеглова, анализируя волынцевские древности, отмечала, что поиски прототипа характерного для них горшка с вертикальным высоким венчиком «уводят в именьковскую культуру VII в.» [18].
Специальное сравнительное сопоставление волынцевских и именьковских древностей выявляет идентичность почти во всех деталях. Волынцевская глиняная посуда, не продолжавшая местные традиции, по своим формам и фактуре теста вполне может быть выведена из именьковской.

Основная масса глиняной посуды именьковской культуры изготавливалась ручным способом без помощи гончарного круга, но есть немало и круговой керамики. Выделяются две основные группы. Первую составляют сосуды с неровной, бугристой поверхностью, иногда со следами сглаживания. В глиняном тесте присутствует крупный шамот с песком. Вторую группу образуют сосуды с аккуратно обработанной поверхностью, нередко лощеной. Тесто содержит мелкие кусочки шамота с песком. Как видно, характеристика волынцевской керамики во многом близка именьковской.

Распространенные в волынцевском ареале горшки с цилиндрическим венчиком и высокими плечиками являются характернейшей формой именьковской керамики. Миски волынцевских памятников также сопоставимы с именьковскими. Для тех и других древностей свойственны однотипные сковородки. Единственным орнаментом волынцевской лепной посуды, как и волынцевской, были пальцевые вдавления по венчику.

...

Однотипными являются и погребальные памятники именьковской и волынцевской культур. Грунтовые могильники в обоих ареалах включают захоронения по обряду трупосожжения на стороне. Очищенные от золы и углей погребального костра кальцинированные кости помещались в неглубокие ямы и сопровождались несколькими глиняными сосудами-стравницами. Единственным отличием является то, что именьковские захоронения преимущественно безурновые, а в волынцевских некрополях господствуют урновые трупосожжения. Безурновые погребения, идентичные именьковским, пока открыты только в одном (Сосницком) из трех ныне известных волынцевских могильников.

Наконец, нельзя не указать на полную однородность экономики именьковского и волынцевского населения. Именьков-ская культура характеризуется тем же земледельческим укладом, что и волынцевская, те же орудия сельскохозяйственного труда, такие же ямы-хранилища, одинаковы культивируемые растения, тождественны доли животноводства и охоты, однороден видовой состав домашних животных.

Таким образом, совокупность данных дает все основания предполагать близкое родство населения волынцевской и именьковской культур, говорить о взаимосвязи между ними. Как известно, около рубежа VII и VIII столетий основная масса именьковских поселений и могильников прекращает свое существование. Поселения, как показывают раскопки, не были разгромлены или сожжены. Их материалы свидетельствуют, что большая часть именьковского населения в силу каких-то причин покинула земли Среднего Поволжья и переселилась на другую территорию.
Именно в это время в левобережных районах Среднего Поднепровья расселяется крупный массив нового населения со своей вполне сложившейся, весьма близкой к именьковской, культурой - волын-цевской. Эти события не могут быть не взаимосвязанными. Пришлым населением Днепровского левобережья, очевидно, было именьковское, которое в силу каких-то обстоятельств вынуждено было оставить свои прежние места проживания.

Общий ареал именьковской культуры охватывал средневолжские земли от нижней Камы на севере до Самарской луки на юге и от среднего течения Суры на западе до реки Ик на востоке. К настоящему времени здесь выявлено свыше 600 именьковских поселений и могильников. И большинство их прекращает функционирование около рубежа VII и VIII вв. На вопрос, что же заставило именьковское население оставить эти довольно плодородные земли, ответить нетрудно - нашествие кочевых орд.


Последний раз редактировалось: Admin (Ср Апр 15, 2009 9:56 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Admin
Admin

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2009-04-12

https://interpost.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Именьковские славяне Empty Re: Именьковские славяне

Сообщение  Admin Ср Апр 15, 2009 3:09 am

Есть некоторые основания полагать, что далеко не все именьковское население покинуло средневолжские земли при расселении кочевых орд болгар-тюрок. Исследователь именьковских древностей П.Н.Старостин полагает, что значительные группы этого населения остались в Волго-Камском регионе, были постепенно ассимилированы болгарами и влились в состав жителей Волжской Болгарии [23]. Исследователь обращает внимание на то, что керамика болгарского времени на поселениях бассейна Малого Че-ремшана по формам, примесям и фактуре теста близка именьковской. По всей

вероятности, в условиях нашествия воинственных кочевых орд отдельные группы именьковского населения ушли в глухие местности Среднего Поволжья, в частности, в регион Черемшана, а когда жизнь в этих землях стабилизировалась, возвратились на места своего прежнего проживания. П.Н.Старостин отмечает, что на многих именьковских поселениях имеются отложения волжскоболгарской культуры, не отделенные от именьковских стерильными прослойками. Существенно и то, что территория Волжской Болгарии почти полностью совпадает с ареалом именьковской культуры.
О наличии славянского этнического компонента в составе населения Среднего Поволжья в послеименьковское время писал А.П.Смирнов. Исследователь отмечал, что славянская лепная и гончарная керамика встречена на ряде поселений этого региона (Белымерское, Хулаш, Кайбельское, Малопальцевское и др.), а на селише Криуши в слоях IX-XI вв. открыты полуземляночные жилища славянского облика [24]. На этом поселении нередки и горшки с высокой цилиндрической горловиной, столь характерные для именьковской культуры. А.П.Смирнов и Н.В.Тухтина сопоставляли их с волынцевскими сосудами [25].

Исследователь глиняной посуды памятников Волжской Болгарии Т.А.Хлебникова выделяет группу керамики с примесями шамота в тесте и полагает, что в ней могут выявиться традиции керамического производства именьковского населения. Однако связь горшкообразных сосудов с более или менее высоким цилиндрическим горлом и с полосным лощением, найденных на Криушкинском селище, Суварском, Танкеевском и Муромском городищах, а также в Болгарах и ряде памятников Нижнего Прикамья, с именьковской культурой ею отрицается [26].

Как известно из письменных источников, правитель Волжской Болгарии хан Алмуш (Алмас), пытаясь освободиться из-под власти и зависимости Хазарского каганата, в 921 г. обратился к багдадскому халифу с просьбой прислать миссию для официального принятия ислама. Арабский писатель Ибн-Фадлан, посетивший в следующем году в составе посольства Муктадира Волжскую Болгарию, отметил многоплеменной состав населения этого раннегосударственного образования. Наряду с ханом Алмушем, происходящим из племени болгар, но называемым царем «сакалиба», упоминаются еще царь племени эскель, народ сиван во главе с князем Виригом и баранджары. Примечательно, что все они объединяются под общим названием не болгар, а «сакалиба». Волжская Болгария именуется Ибн-Фадланом страной Сакалиба [27].

Термин сакалиба (ас-сакалиба) в арабских исторических сочинениях означает «славяне». Этим этнонимом называют славян все арабские историки и географы раннего средневековья [28]. Его происхождение в средневековом арабопер-сидском мире связывается исследователями с греко-латинским названием славян - sclavi [29].

До установления этноса носителей именьковской культуры трудно было предполагать проживание славянского населения на средней Волге в середине и второй половине I тыс. н.э. Теперь исторические свидетельства о наличии в составе населения Волжской Болгарии Х в. славян подкрепляются археологическими материалами.

Admin
Admin

Сообщения : 8
Дата регистрации : 2009-04-12

https://interpost.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения